Обзор
различных отраслей мануфактурной России.
Том 2. А. Ершов. Обзор машиностроительных заведений в
России. Спб. 1863 г.
(отрывок. стр.18-19.)
Механическое производство при горных заводах С. И. Мальцева, находящихся в Жиздринском уезде Калужской губернии, началось, по уверению правления заводов, с 1842 года, а именно, когда приступленно было к постройке Николаевской железной дороги и когда, казалось, открылось обширное поприще для механической деятельности; но так как заказы рельсов были сделаны за границей, а сооружение локомотивов было отдано в одни руки, то заводы, для сохранения механического устройства, приспособленного именно к работам этого рода, вступили в соперничество с иностранными, при поставке паровых машин для нового в Петербурге арсенала.
Устроив эти машины, а также и водоподъёмые в Москве (эти машины заменены недавно английскими фабрики Больтона и Уатта в Сого), заводы приготовили другие – по частным заказам; но, как уверяет тоже правление, по случаю беспошлинного к нам ввоза иностранных машин, развитие этого производства не могло идти так успешно, как бы следовало.
Изобретение винтового двигателя указывало заводам (по положению их на Десне) возможность воспользоваться им для устройства таких двигателей на Черноморском флоте. Владелец заводов действительно не раз вызывался начать приготовление этого рода машин. К сожалению, продолжительность переписки довела дело почти до самой Крымской войны. Несмотря, однако же, на то, три паровые машины с
винтовыми двигателями поставлены на Чёрное море и шесть – на Каспийское. Этим прекратилось правительственное содействие заводу.
(продолжение следует)